Виды мышления
Если задача решается с помощью логических рассуждений, то человек
использует логическое мышление. Однако оно пригодно далеко не во всех случаях.
Например, оно мало поможет, если задача состоит в том, чтобы наиболее удобным
образом расставить мебель в комнате. В этом случае гораздо полезнее зрительно
представить себе разные возможные варианты и сравнить их между собой. Такое
мышление называют наглядно-образным или просто образным. Образное мышление - это решение задач с
использованием наглядных представлений.
Существуют и другие виды мышления, соответствующие другим типам задач.
Сталкиваясь с новой незнакомой задачей, способ решения которой заранее
неизвестен, человек использует творческое мышление. Обычно в нем
переплетаются логические и образные элементы, причем очень значительная роль
принадлежит интуиции. В некоторых случаях приходится прибегать к наглядно-действенному мышлению. Его специфика
в том, что оно в качестве необходимого элемента включает практические пробы.
Про людей, у которых хорошо развит этот вид мышления, говорят, что у них
«золотые руки».
Какой вид мышления лучше?
Давайте дадим ребенку такую задачу: «У девочки было три конфеты, мама дала
ей еще две. Сколько конфет у нее стало?» Второклассник решит ее с помощью
несложного рассуждения: «Три плюс два равняется пяти». Дошкольник, еще не
знающий арифметики, будет решать ее иначе. Он представит себе все эти конфеты
(две девочкины и три мамины) и пересчитает их в уме так, как если бы они были
нарисованы на картинке. Ответ получится тот же самый - пять, но объяснить свое
решение ребенок не сможет. В ответ на вопрос «как ты узнал?» он скажет: «догадался»
или просто: «я знаю».
Для этой задачи математическое (словесное) мышление, которым воспользовался
второклассник, более удобно, чем образное, использованное дошкольником. Однако
существует немало задач, где образное мышление оказывается более полезным. В
частности, это относится к геометрическим задачам. Чтобы успешно с ними
справляться, необходимо уметь четко представлять в уме геометрические фигуры.
Зачем нужны уроки рисования
Некоторые родители целиком сосредоточиваются на том, насколько успешно
ребенок обучается математике, чтению и письму. Они спешат отучить младшего
школьника от игр, не уделяют внимания рисованию, лепке, конструированию.
Нередко такие родители вообще не понимают, для чего нужны в школе уровки
рисования. «Все равно у моего ребенка нет к этому способностей и художником он
никогда не станет», - рассуждают они.
Однако уроки рисования (как и другие «детские» занятия) нужны не только для
того, чтобы ребенок овладел навыками в данной области. Они имеют и гораздо
более общее значение. Подобные занятия развивают образное мышление, способность представлять в
уме разнообразные ситуации. Это - необходимое условие гармоничного умственного
развития.
Развитие образного мышления
В «дошкольных» занятиях - рисовании, играх, конструировании из кубиков -
перед ребенком постоянно встают задачи, требующие представлять себе что-то в
уме. Благодаря этому у него развивается образное мышление. Оно служит основой
для формирования словесного, логического мышления, которое необходимо для
овладения большинством школьных предметов.
Обычно к моменту поступления в школу образное мышление достигает уже
довольно высокого уровня. Однако это не значит, что о его развитии можно больше
не беспокоиться. Оно еще отнюдь не завершено. Поэтому «дошкольные» занятия
полезны и в школьном возрасте.
Развитие логического мышления
В большинстве случаев рассуждения дошкольника лишены логики, хотя по форме
они могут казаться вполне разумными. «Вытри термометр одеколоном, - говорит
пятилетний Андрей, - а то Витя от меня заразится». Не правда ли, звучит очень
серьезно? Но дело в том, что температуру собираются измерять не Вите, а Андрею.
Вите ее измерили раньше. Андрей уверен, что здорового человека можно заразить,
если после него измерить температуру больному, не протерев термометра.
Подлинная логика формируется, в основном, в школьном возрасте. Очень большую роль в
этом играет систематическое школьное обучение. Знакомя детей с логикой
выполнения действий (в частности, при решении арифметических задач), мы
развиваем их собственные способности к логическому мышлению.
Формализм знаний
Формальными называют такие знания, которые ребенку не удается применить на
практике. Например, при формальном знании таблицы умножения ученик не может
решить задачу типа: «Если у каждого из четырех мальчиков есть по три шарика, то
сколько шариков у них вместе?».
Одна из важнейших причин, приводящих к формализму, - это недоразвитие
образного мышления. В этом случае легко возникает чрезмерная рассудочность. Логические
рассуждения, которые не опираются на представления о реальности, могут внешне
выглядеть правильными, но по существу они бессмысленны. Такие проблемы часто
возникают у детей, которых родители рано начали учить читать, писать и считать,
не заботясь о других сторонах их развития.
Научные и житейские понятия
В школе ребенка обучают научным понятиям: «гласный звук», «согласный звук»,
«сумма», «произведение» и т.п. Дома он знакомится с так называемыми житейскими
понятиями: «мебель», «одежда», «день», «ночь». Сила научных понятий в том, что
они имеют четкие определения, что ребенку хорошо известно, «что с ними делать».
Их слабость - в малой связи с повседневной детской жизнью, в том, что
использоваться они могут, в общем-то, только на уроке. Естественно, сильные и
слабые стороны житейских понятий противоположны.
Постепенно происходит взаимное обогащение тех и других понятий. Научные
понятия проникают в жизнь: оказывается, «сумма» понадобится, если надо
посчитать, сколько будут стоить покупки в магазине. Житейские понятия
становятся более четкими: ребенок начинает применять к ним те способы
рассуждения, которым он научился в школе. Так, с двух сторон одновременно, идет
развитие мышления младшего школьника.
Автор: А.Л. Венгер, детский психолог, доктор психологических наук.
Источник: www.igra-msk.ru
|